Для відважних. Досить практична стаття, як не пропасти у такому складному світі, а з іншого боку - можливості є усюди, важливо їх побачити. Сподіваємося, що в Україні мандри на візочку стануть більш доступними уже скоро.
Подготовка любого путешествия – дело хлопотное, тем более, если ты на коляске. Здесь у тебя есть две опции: либо ехать, либо нет. Наш совет: конечно же, ехать! Но постарайся продумать свою поездку в деталях, и будь готов(-а) ко всему. Если у тебя отличная компания, удобные билеты и чёткий план, то шансы, что путешествие окажется удачным, очень велики. Молодая писательница Ксения Шталенкова, которая к своим 23 годам уже успела не только прокатиться по Европе, но и сгонять в США и Мексику, делится лайфхаками по путешествиям для тех, кто передвигается на инвалидной коляске.
Трезво оценивай ситуацию
Если ты передвигаешься на коляске и собираешься в путешествие, то в первую очередь тебе нужно максимально объективно оценить силы, причём не только свои, но и тех ребят, с которыми ты отправляешься в дорогу.
Идеальных условий не бывает нигде: даже в самом роскошном пятизвёздочном отеле, уверяющем в предоставлении всех благ цивилизации, тебя может подстерегать какая-нибудь досадная мелочь, действующая на нервы. Чтобы вдруг не обнаружить, что весь отпуск придётся умываться в тазике, потому что на вкус садиста-дизайнера ванную комнату в твоём номере непременно нужно было уставить травмоопасными шкафчиками, преграждающими путь к раковине и прочим увеселениям, лучше заранее позаботиться о том, куда ты едешь и где планируешь остановиться. Если ты точно знаешь, что тебе не справиться со ступеньками (даже если тебе обещают, что их всего одна, да и всегда на месте будет кто-нибудь, готовый прийти на помощь) или не протиснуться в узкую дверь, то лучше не рисковать и поискать тот вариант, который будет наиболее комфортным.
Убедись, что специальный номер – это действительно специальный номер, а не просто формальность: уточни у администраторов наличие пандусов и лифтов в здании, ширину дверных проходов не только на входе в номер, но и в ванную комнату, а также есть ли в ней специальное оборудование, установлена там ванна или душ. Попроси прислать фотки.
Убедись, что ты сможешь без проблем выйти на улицу. Как-то раз мы с родителями поехали в Болгарию, где, по обещаниям туроператоров, море было всего в 50 метрах от нашей гостиницы. Так в общем-то и было, но только – по вертикали. Да ещё и с головокружительной лестницей. Мы нашли кружной путь, на который приходилось тратить кучу времени. Но нормальные герои всегда идут в обход!
Часто, чтобы найти вход, оборудованный для коляски, здание действительно нужно обойти. Поэтому держи глаза широко открытыми и ориентируйся по указателям или сверяйся с местными. Второй/запасной/чёрный/аварийный вход должен быть, по крайней мере, по правилам пожарной безопасности. В большинстве зданий в несколько этажей есть и потайной грузовой лифт. Например, в музеях тебя вполне могут прокатить вместе с экспонатами (даже в минском Дворце искусств есть лифт!). Очень многие объекты на самом деле доступны, но стратегические ходы иногда нужно рассекречивать. Если только это не бывшее бомбоубежище.
Не стесняйся воспользоваться своими правами
Правило «сами предложат и сами всё дадут» срабатывает только в прекрасных книжках. На границе (да и в любом другом месте) ушами хлопать никак не позволительно, даже в Америке. Если ты сам не позаботишься о себе, то почему о тебе должен заботиться кто-то другой?
Когда мы прилетели в Калифорнию в гости к родственникам, нам пришлось отстоять огромную очередь на пограничный контроль. Мои дядя и тётя, которые нас встречали, поспорили между собой, догадаемся ли мы попроситься в отдельную очередь. «Они же не идиоты»,– заключили они и принялись терпеливо ждать встречи. Мы тоже оказались весьма терпеливы.
С другой стороны, в бутылку лезть не нужно, агрессивных людей никто не любит, а агрессивных колясочиков – тем более, но заявить о своих правах важно.
При себе обязательно нужно иметь документы об инвалидности, а также опознавательные знаки. Если ты путешествуешь на автомобиле и собираешься высадиться на специальном парковочном месте, то на лобовом и заднем стёклах должен быть специальный значок с инвалидной коляской, иначе водителя оштрафуют, а то и вовсе увезут машину на эвакуаторе. Этот же значок нужен и на автомобильной границе, чтобы сразу было видно, что в машине находится человек с инвалидностью. Кстати, на беларусской границе с 2012 года пускают без очереди.
И ещё кое-что об удостоверении инвалидности: под него можно получить скидку и на проезд, и на посещение музеев, галерей, зоопарков и многих других туристических спотов. Правда, от государства к государству политика лояльности может меняться (в особенности, если в стране не признаётся язык, на котором выдан документ), но в идеале твоё удостоверение – что-то вроде водительских прав.
Транспорт
Наверное, самая ответственная часть любого путешествия – это дорога. На месте все уже как-нибудь уладится, а вот чтобы благополучно доехать, нужно приложить немало усилий. Я чаще всего путешествую на автомобиле, потому что так проще. Хотя, смотря что считать «проще» – совершить гипотетический комфортный привал удаётся далеко не каждые 20 километров, да и не всюду можно проехать на машине.
Я не пользуюсь автобусами и поездами, потому что пока мне не приходилось найти удачные варианты, но в сети можно разузнать кое-что интересное.
Eurolines предлагают помощь в сопровождении клиентов с инвалидностью, но в зависимости от маршрута и модели транспорта перечень услуг может меняться. Если в автобусе предполагается только один водитель, то он, конечно, не сможет быть на чеку все отделение.
Ecolines активно предлагает скидки на билеты для колясочников и пенсионеров (пенсионеру-колясочнику, считай, вообще можно ехать бесплатно), но коляску можно перевозить только в упакованном виде.
Минсктранс предлагает услуги индивидуальных перевозок на специальном авто с гидролифтом. Чем не вариант для путешествия по Беларуси?
Что касается поездов, то в Европе вагон со специализированным купе встречается довольно часто. В России, кажется, с этим тоже вполне неплохо: на внутренних маршрутах курсирует целых 300 вагонов, оборудованных подъёмниками, широкими проходами и отдельным туалетом.
Чтобы сделать перемещения на самолете максимально приятными, нужно обязательно узнать у авиакомпании, какие услуги по сопровождению они предоставляют. Lufthansa, которой мне однажды довелось лететь, имеет целую классификацию пассажиров с особыми потребностями в зависимости от того, насколько самостоятельно они могут погрузиться на борт и выгрузиться обратно. На сайте компании открыто заявлено, что бортпроводники не могут переносить пассажиров или пересаживать их, поэтому если тебе нужна команда грузчиков, то об этом нужно сказать при бронировании билетов, чтобы потом не скучать где-нибудь уроненным в проходе. Проехать по нему на коляске скорее всего не получится: проходы обычно узкие и до нужного места тебя везут на напоминающем пыточный аппарат стульчике с ремнями. С коляской тоже нужно разобраться. Коляска сдается в багажное отделение и по запросу возвращается тебе сразу же во время высадки. Аэропорт может предоставить и временную коляску, но об этом тоже нужно предупредить заранее. Если ты пользуешься электроколяской, учитывай, что не каждую батарею могут принять на борт.
Всё своё носи с собой
Конечно, если ты что-то забудешь дома, то это без проблем можно будет купить на месте. Но только не лекарства. Если тебе необходимо иметь под рукой какие-то препараты, то лучше упаковать их с собой, потому что не в каждой стране можно приобрести их аналоги. Тебе может понадобится рецепт, а может быть, придётся искать заменитель, но если ты хроник, то лучше не рисковать.
Неплохо взять с собой и парочку запасных камер для колёс, ну или хотя бы одну. Пробить колесо в дороге – не фокус, даже если ты катаешься по самым гладким и вычищенным покрытиям. Один раз у меня получилось ни на чём сломать титановую коляску. Отложи немного денег на случай, если придётся заглянуть на местную СТО, или в какую-нибудь слесарную мастерскую. Везде есть хотя бы какой-никакой слесарь-частник. Или на самый худой случай – кузнец.
Туалет
Туалетная тема – моя любимая, хотя о ней вроде как и не очень прилично упоминать. В Европе нетрудно найти комнаты «семейного» типа. А вот в США специализированные туалеты делятся по гендерному признаку: чаще всего это просторная кабинка в мужском или женском. Поэтому, если ты со своим сопровождающим разного пола, но освежиться вам нужно за компанию, то придётся кидать на пальцах.
Отдельная история в Беларуси. То, что в Мирском замке есть специализированный туалет, я знала наверняка. Но смотрительница Света, дежурившая возле него, на пару с несговорчивой уборщицей убеждали меня, что никакого туалета за заветной дверью нет вовсе. Как выяснилось после штурма, он был переквалифицирован в служебно- складской.
Комментариев нет:
Отправить комментарий